Газета Наша Дружковка
 
ДРУЖКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Главная страница   Последние новости

№13 (175) 25 марта 2013 г.


НАША ИСТОРИЯ
Наша Дружковка


Вы еще не купили
новый "Справочник - путеводитель" по Дружковке?
Дружковка-Путеводитель

Это:
- самые точные карты поселков и микрорайонов;
- 650 географических объектов;
- круглосуточные аптеки, универсальные телефоны-автоматы, опорные пункты милиции, стоянки такси, важнейшие госучреждения, заводы;
- около 100 предприятий малого и среднего бизнеса, их адреса и телефоны;
- новейгие сведенья по истории Дружковки и количеству населения.

А кроме этого - прекрасный дизайн, офсетная печать, цветной вкладыш и цветная ламинированая обложка.

Такого Дружковка еще не видела!

Цена одного путеводителя -
10 гривен.

Спрашивайте у распространителей и в специализированных магазинах "Канцтовары".

В редакции газеты "НАША ДРУЖКОВКА"(ул. Ленина, 26) вы можете приобрести новый путеводитель за наличный и безналичный расчет.

Тел. (06267) 4-24-32.

Религия и ее следы на территории Дружковки

О религиозных верованиях людей, проживавших на территории Дружковки и ее окрестностей с древнейших времен и до начала XX века

Владимир КАЧУР

Самая древняя стоянка первобытного человека в окрестностях Дружковки была обнаружена в Белокузьминовке. Ей ориентировочно около 100 тысяч лет. Следов религиозных верований не было установлено.
Это подтверждает выводы ученых, что такие верования появляются только на определенном этапе развития.

Строительство Свято-Никольской церкви, начало XX векаПервые следы религий найдены в кургане «Розколана могила» на окраине пос. Райское. Он возник в XIV-XVI столетиях до н.э. Это установили археологи по характеру захоронений. В частности, они определили, что здесь с большими почестями был захоронен жрец — служитель языческой религии.
В пос. Алексеево-Дружковка (левая сторона поселка) найдено еще более интересное захоронение с явными признаками религиозного характера.
Археологи сделали вывод, что в одной из могил был похоронен мальчик — будущий жрец. А по рисунку на одной из сохранившихся посудин установили, что это иллюстрация древнеиндийского мифа о сотворении мира. Кстати, это еще одно доказательство утверждений некоторых ученых о том, что в древности арии проживали на территории Украины, откуда потом ушли на Запад и Восток.
Многие народы прошли через нашу местность, не оставив следов своих верований. Это и киммерийцы, и скифы, и сарматы.
В отличие от них, много памятников сохранились в окрестностях Дружковки от половцев, кочевавших в наших местах в XI-XV в.в. нашей эры.
Это так называемые «каменные бабы».
Они устанавливались половцами на курганах и высоких местах как знак почитания предков. К ним приносились дары, у них просили защиты и покровительства. Еще 50 лет назад многочисленные «бабы» украшали каменные заборы в Алексеево-Дружковке и окрестных селах, но постепенно их уничтожили.
Половцев покорили монголо-татары, принявшие в XIV в. н.э. мусульманство. Со временем господствовать в нашем крае стало Крымское ханство, в нем тоже царила мусульманская религия.
Крымские татары оседло жили в Крыму, в нашей местности их следов не осталось.
Первыми православными христианами, поселившимися в этой местности и давшими название «Дружковка», были запорожские казаки. Это было в конце XVII в. Следует особо сказать о религиозности запорожцев. Она была очень глубокой. Да и стать запорожским казаком можно было, только приняв православие.
Казаки не ограничивались верой. Они считали главным делом своей жизни защиту православия. Это было время активного наступления мусульманства и католицизма (период экспансии Турции и Польши). И защита веры означала защиту своего народа. Главная церковь запорожцев находилась в Сечи, центре их владений. Они имели ряд монастырей, куда уходили «спасать душу», отвоевав свое. Большинство казаков жили на зимовниках (хуторах). Церковь на каждом хуторе не построишь. Поэтому в жилой хате казака обязательными были «образы»-иконы. По праздникам эти казаки посещали близлежащие церкви и монастыри.
В нашей местности это был Святогорский монастырь.
Можем с большой достоверностью предложить, что этот монастырь посещали и дружковские, и паршаковские запорожцы.
После ликвидации Екатериной II Запорожской Сечи и раздачи их земель помещикам, последние на месте казацких хуторов стали основывать села.
Земля была хорошей и должна была давать помещикам прибыль. Больше крестьян — больше прибыли. Получивший землю в 1778 году в нашей местности полковник Аршеневский основывает деревню Паршаковку и село Дружковку, переселив крестьян из более заселенной Харьковской губернии.
Они уже значатся в московских архивах от 1781 года.
Крестьяне плохо приживались в этой местности. Многие из них убегали. Аршеневский решает своим коштом в с. Дружковка построить церковь. Это отвечало интересам традиционно православно верующих украинцев, а кроме того церковь помогала бы духовно закреплять крестьян за помещичьей землей.
И вот в 1783 Аршеневский обращается в Азовскую губернскую канцелярию, а та в свою очередь к архиепископу Славянскому и Херсонскому и получает соответствующее разрешение — устроить церковь во имя Архистратича Михаила. 4 октября 1783 года Бахмутский протоиерей Петр Раевский освящает место под церковь в Дружковке, а 17 июня 1785 года он же освятил новоустроенную Архангело-Михайловскую церковь и открыл в ней богослужение. Первым ее священником был Павел Крамаровский. Построена она была в «казацком стиле», то есть украинском, отличавшемся от московского.
Эту церковь посещали и жители деревни Паршаковки, находившейся в районе дружковского железнодорожного вокзала, и других окрестных деревень.
Ее здание, к сожалению, не сохранилось.
В 1906-1911 г.г. Архангело-Михайловская церковь была устроена в новом здании и имела прихожан 2 364 мужского пола и 2 248 женского (с учетом деревни Алексеевки, что на левом берегу Кривого Торца). При ней была церковно-приходская школа.
Раньше, чем в Алексеево-Дружковке, церковь появилась в поселке Райское.
Вот что говорит справка в консистории по этому поводу от 17 января 1782 года:
«Прошлого 1781 года февраля 25 по присланному к его Преосвященству от г. Азовского губернатора и кавалера В.А.Черткова сообщению и по данной от его Преосвященства грамоте в слободе Райской премьер-майора Григория Шидловского, вновь святые великомученицы Варвары деревянная церковь протоколом Бахмутским Петром Раевским прошлого 1781 года, ноября 13 дня заложена, в которой слобода состоит 45 дворов, в них мужеска 150, женска 117, да в сложности оной в двоих слободах в первой полковницы Врешевой Веселой дворов 23, в них мужеска 58, женска 49, во второй капитана Шахова Алексеевке дворов 40, в них мужика 117, женска 108, обоего пола в тех слободах 599, а для преподаяния жителям христианских треб, определены вышедший из Полыни священник Аврасим Лукьянович».
Церковь сохранилась по сей день. Служба в ней практически никогда не прекращалась.
Со временем, с развитием промышленности, активно стала заселяться территория современной Дружковки, а именно поселки Яковлевка и Гавриловка.
На Яковлевке каменная церковь была устроена в 1900 году. Она называлась Николаевской и имела более 1500 прихожан. Находилась в районе закрытой ОШ №2.
То ли сгорела, то ли была сожжена после революции в 30-е годы ХХ века.
В 1904 году на Гавриловке была открыта кирпичная Николаевская церковь, построенная по типовому проекту.
Эти проекты были введены одним из российских императоров для большего единообразия. После введения проектов церкви в Украине перестали отличаться от российских.
Эта церковь перед революцией имела 3,3 тысячи прихожан. При ней была церковно-приходская школа. Священником служил Федор Гонтаревский. Интересно, что жалованье он получал от конторы завода в размере 200 рублей. Церковным старостой с 1914 года был купец Иоанн Гераськин.
В годы борьбы с религией церковь закрылась.
В ней были склад, МТС, столовая, кинотеатр, художественный музей. В 1988 году здание по просьбе верующих православных христиан возвращено им.
В связи со строительством заводов в Дружковке появляются французы, поляки, татары, евреи и люди других национальностей.
Церковные архивы отмечали появление католиков, лютеран, иудеев, иноверцев (очевидно, мусульман), баптистов и евангелистов.
Их было до тысячи человек.
Напряжение на религиозной почве возникало, но до столкновений не доходило.
Терпимость — вполне европейская черта поведения.



Читать дальше >>

<< Вернуться на Главную страницу
№49 (211) 9 декабря 2013 г
№48 (210) 2 декабря 2013 г
№47 (209) 25 ноября 2013 г
№46 (208) 18 ноября 2013 г
№45 (207) 11 ноября 2013 г
№44 (206) 4 ноября 2013 г
№43 (205) 28 октября 2013 г
№42 (204) 21 октября 2013 г
№41 (203) 14 октября 2013 г
№40 (202) 7 октября 2013 г
№39 (201) 30 сентября 2013 г
№38 (200) 23 сентября 2013 г
№37 (199) 16 сентября 2013 г
№36 (198) 9 сентября 2013 г
№35 (197) 2 сентября 2013 г
№34 (196) 26 августа 2013 г
№33 (195) 19 августа 2013 г
№32 (194) 12 августа 2013 г
№31 (193) 5 августа 2013 г
№30 (192) 29 июля 2013 г
№29 (191) 22 июля 2013 г
№27 (189) 8 июля 2013 г
№26 (188) 24 июня 2013 г
№25 (187) 17 июня 2013 г
№24 (186) 10 июня 2013 г
№23 (185) 3 июня 2013 г
№22 (184) 27 мая 2013 г
№21 (183) 20 мая 2013 г
№20 (182) 13 мая 2013 г
№19 (181) 6 мая 2013 г
№18 (180) 29 апреля 2013 г
№17 (179) 22 апреля 2013 г
№16 (178) 15 апреля 2013 г
№15 (177) 8 апреля 2013 г
№14 (176) 1 апреля 2013 г
№13 (175) 25 марта 2013 г
№12 (174) 18 марта 2013 г
№11 (173) 11 марта 2013 г
№10 (172) 4 марта 2013 г
№9 (171) 25 февраля 2013 г
№8 (170) 18 февраля 2013 г
№7 (169) 11 февраля 2013 г
№6 (168) 4 февраля 2013 г
№5 (167) 28 января 2013 г
№4 (166) 21 января 2013 г
№3 (165) 14 января 2013 г
№2 (164) 6 января 2013 г
№1 (163) 1 января 2013 г
№52 (162) 24 декабря 2012 г
№51 (161) 17 декабря 2012 г
№50 (160) 10 декабря 2012 г
№49 (159) 3 декабря 2012 г
№48 (158) 26 ноября 2012 г
№47 (157) 19 ноября 2012 г
№46 (156) 12 ноября 2012 г
№45 (155) 5 ноября 2012 г
№44 (154) 29 октября 2012 г
№43 (153) 22 октября 2012 г
№42 (152) 15 октября 2012 г
№41 (151) 8 октября 2012 г
№40 (150) 1 октября 2012 г
№39 (149) 24 сентября 2012 г
№38 (148) 17 сентября 2012 г
№37 (147) 10 сентября 2012 г
№36 (146) 3 сентября 2012 г
№35 (145) 27 августа 2012 г
№34 (144) 20 августа 2012 г
№33 (143) 13 августа 2012 г
№32 (142) 6 августа 2012 г
№31 (141) 30 июля 2012 г
№30 (140) 23 июля 2012 г
№29 (139) 15 июля 2012 г
№28 (138) 9 июля 2012 г
№27 (137) 2 июля 2012 г
№26 (136) 25 июня 2012 г
№25 (135) 18 июня 2012 г
№24 (134) 11 июня 2012 г
№23 (133) 04 июня 2012 г
№22 (132) 28 мая 2012 г
№21 (131) 21 мая 2012 г
№20 (130) 14 мая 2012 г
№19 (129) 6 мая 2012 г
№18 (128) 30 апреля 2012 г
№17 (127) 23 апреля 2012 г
№16 (126) 16 апреля 2012 г
№15 (125) 9 апреля 2012 г
№14 (124) 2 апреля 2012 г
№13 (123) 26 марта 2012 г
№12 (122) 19 марта 2012 г
№11 (121) 12 марта 2012 г
№10 (120) 5 марта 2012 г
№9 (119) 27 февраля 2012 г
№8 (118) 20 февраля 2012 г
№7 (117) 13 февраля 2012 г
№6 (116) 6 февраля 2012 г
№5 (115) 30 января 2012 г
№4 (114) 23 января 2012 г
№3 (113) 16 января 2012 г
№2 (112) 9 января 2012 г
№1 (111) 2 января 2012 г
№52 (110) 26 декабря 2011 г
№51 (109) 19 декабря 2011 г
№50 (108) 12 декабря 2011 г
№49 (107) 05 декабря 2011 г
№48 (106) 28 ноября 2011 г
№47 (105) 21 ноября 2011 г
№46 (104) 14 ноября 2011 г
№45 (103) 7 ноября 2011 г
№44 (102) 31 октября 2011 г
№43 (101) 24 октября 2011 г
№42 (100) 17 октября 2011 г
№40 (98) 3 октября 2011 г
№39 (97) 26 сентября 2011 г
№38 (96) 19 сентября 2011 г
№37 (95) 12 сентября 2011 г
№36 (94) 5 сентября 2011 г
№35 (93) 29 августа 2011 г
№34 (92) 22 августа 2011 г
№33 (91) 15 августа 2011 г
№32 (90) 08 августа 2011 г


Адрес редакции газеты "Наша Дружковка": 84205, г. Дружковка, ул. Ленина, 26, 2-й этаж, комн. 7, тел. 4-24-32, E-mail: k0nstantin-evdokimov(#)rambler.ru Подписной индекс 95327
  Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции газеты.
При использовании материалов сайта в интернете, активная гиперссылка http://stavgkh.ru/ обязательна.
При перепечатке информации сайта, ссылка на http://stavgkh.ru/ обязательна.