ГОРОДСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА

   
Главная страница №44 (102) 31 октября 2011 г.

  НАША ИСТОРИЯ

Наша Дружковка

Вы еще не купили
новый "Справочник - путеводитель" по Дружковке?


Дружковка-Путеводитель

Это:
- самые точные карты поселков и микрорайонов;
- 650 географических объектов;
- круглосуточные аптеки, универсальные телефоны-автоматы, опорные пункты милиции, стоянки такси, важнейшие госучреждения, заводы;
- около 100 предприятий малого и среднего бизнеса, их адреса и телефоны;
- новейгие сведенья по истории Дружковки и количеству населения.

А кроме этого - прекрасный дизайн, офсетная печать, цветной вкладыш и цветная ламинированая обложка.

Такого Дружковка еще не видела!

Цена одного путеводителя -
8 гривен.
Спрашивайте у распространителей и в специализированных магазинах "Канцтовары".
В редакции газеты "НАША ДРУЖКОВКА"(ул. Ленина, 26) вы можете приобрести новый путеводитель за наличный и безналичный расчет.
Тел. (06267) 4-24-32.

Долгая жизнь дружковского трамвая

Татьяна КРЮЧКОВА

В минувший понедельник дружковский трамвай отпраздновал свой день рождения. Ровно 62 года назад по нашему городу проехал первый трамвайный вагончик. Решение о строительстве в городе трамвайной линии было принято горкомом партии 21 августа 1945 года. А уже через три месяца, 5 ноября, она была пущена в эксплуатацию.

Путь у трамвая был небольшой — от клуба машзавода до моста над рекой Кривой Торец. Причем, ездил он только вперед и назад, поскольку кольцевых линий тогда не было. На этот случай в трамвайном вагоне были предусмотрены две водительские кабины.
В строительстве трамвайной линии, в основном, принимали участие добровольцы: школьники, студенты и преподаватели техникума и ремесленного училища, рабочие завода и домохозяйки. Подумать только: недавно закончилась война, кругом разруха, действует карточная система, а в городе развернулась настоящая народная стройка! Львиная доля работы была возложена на машиностроительный завод: подготовка рельсов, железных шпал, монтаж тяговой подстанции и контактной линии. Из Сталино (Донецка) привезли два «скелета» трамвайных вагонов, которые потом собирали на метизном и машиностроительном заводах.
Пока шла народная стройка, 8 будущих водителей обучались в Сталино. Первыми за руль дружковского трамвая сели молодые водители Тамара Пархоменко и Лидия Шинкаренко. А первым директором трамвайного управления стал фронтовик Илья Смирнов, отдавший предприятию более 20 лет трудовой жизни.
В 46-м году трамвайная линия была продлена к интернату, а еще через год — к поликлинике ЦГБ и бывшему хлебозаводу (и сегодня по этому маршруту движется трамвай № 1). В то время коллектив трамвайного управления насчитывал 18 человек.
В 1949 году, благодаря метизному и машиностроительному заводам, на трамвайной линии были построены поворотные кольца. В это же время из Москвы были получены 4 новых моторных вагона, которые только осваивались в Усть-Катаве. Они попали в Дружковку благодаря нашему знаменитому земляку, руководителю Госплана СССР Михаилу Сабурову.
С каждым годом дружковский трамвай продолжал набирать обороты и пользовался огромной популярностью среди горожан. Если в 1946 году он перевозил чуть меньше миллиона пассажиров, то уже в 64-м — более пяти с половиной миллионов человек.
В 1966 году трамвайное управление возглавил Ермолай Стеценко. На годы его руководства приходится бурный расцвет предприятия. В этот период были построены трамвайные линии на 200-планы, площадь и фарфоровый завод (в частности, возведен трамвайный мост на Донском).
С 1995 года предприятием руководил Сергей Кулешов, с 98-го — Виктор Мельников, а с июля 2011 года КП «Дружковский трамвай» возглавил Анатолий Подопригора.
В дружковском трамвайном управлении всегда работали очень квалифицированные специалисты. Работники трампарка часто принимали участие в областных и республиканских конкурсах трудового мастерства. Не раз становились победителями Татьяна Лемента, Сергей Деревянкин, Надежда Козлитина, а Сергей Ромашкин приводил в изумление высокопоставленных работников горэлектротранспорта своим умением выявлять технические неисправности и очень грамотно их устранять.
В середине 90-х годов дружковский трамвай пережил серьезный кризис. Сложный экономический период тех лет больно ударил по социальному положению работников. Почти полсотни квалифицированных специалистов были вынуждены покинуть предприятие в поисках заработка, многие выезжали на работу за пределы Украины. А те, кто остался, разделили с трамваем его трудности.
Вообще, кадры трамвайного управления отличаются своей стабильностью. Не зря говорят, если однажды связал свою судьбу с трамваем — это навсегда. Многие отдали дружковскому трамваю по 20, а то и 30 трудовых лет. Среди них водители Надежда Пивень, Мария Глобова, Раиса Соколова, Надежда Нужная, Зоя Карпова, Нина Сухенко, Раиса Вольская, Нина Глазырина, Анна Козарезова, Татьяна Лемента, Анна Пыткова, Вероника Малец, Вера Швец, монтер пути Валентина Лещенко, мойщик-уборщик Мария Абрамова, электромонтер тяговой подстанции Татьяна Сергатюк, тракторист Константин Кондратьев, бригадир монтеров пути, заслуженный работник транспорта Украины Василий Ермак, который работает на предприятии уже 45 лет!
Коллектив трамвайного управления всегда был силен своими традициями. Здесь умели не только хорошо трудиться, но и отдыхать. Почти все праздники проводили вместе, ездили на экскурсии в Москву, Ленинград. Тут зарождались трудовые династии семей Лемента, Черных, Радченко, Сухенко, Пытковых, Соколовых и Генераловых. Сегодня вместо родителей на предприятии работают их дети, зятья, невестки…
Несмотря на все трудности, которые довелось пережить дружковскому трамваю, здесь сохранился прочный костяк — неизменный залог успеха предприятия. Более опытные, хорошо подготовленные сотрудники, такие как, Ирина Лишанова и Марина Одаренко, передают свои знания молодым специалистам Светлане Андренко и Надежде Горбенко. Трудятся на благо трамвая и старший инспектор отдела кадров Екатерина Листопад, которая отдала предприятию 37 лет, и начальник отдела охраны труда и безопасности движения Нина Медведева, работающая здесь с 1979 года.
Благодаря таким преданным и верным работникам дружковский трамвай и сегодня продолжает жить. Ведь его сердце — это сердце всего коллектива, и покуда эти люди полны самоотверженности, оно не перестанет биться.

Исчезнувшая навсегда

Люсанна ЛИБЕРТ

Каждый поселок Дружковки хранит много интересного, но с течением времени некоторые факты уходят в прошлое, о них редко вспоминают. Сегодня единицы дружковчан помнят о том, что когда-то в одном из самых старых поселков, Карловке, построенном в начале ХХ века французом Карлом Паскье, была начальная школа. Располагалась она неподалеку от станции Дружковка на улице Железнодорожной.

Заведующей школы была интересная, статная, эрудированная, требовательная к себе, коллегам и учащимся Анна Литвинова. Ученический коллектив был многочисленен, имелось несколько параллелей. Сохранилась фотография от 15 мая 1940 года (день окончания 1939-1940 учебного года), где Анна Васильевна в окружении 41 ученика. Это говорит о том, что наряду с административными обязанностями, молодая женщина выполняла и учительские. На учебу сходились ребятишки Карловки и близлежащих поселков: Яковлевки, Сурово, Молоково. И хотя в 1938 году была построена Яковлевская средняя школа № 2, Карловская школа просуществовала до начала Великой Отечественной войны. Педагогический коллектив ее отличался молодостью и задорном, много интересных дел было на его счету. Вот как об этом вспоминает ветеран городского здравоохранения медицины Ольга Самородова:
— Я училась в карловской начальной школе со 2-го по 4-й класс (до этого наша семья жила в Липецкой области). Школа была украинской. Первый год учебы мне дался нелегко, но за год я хорошо усвоила язык, который был для меня нов и интересен. К концу четвертого класса на последней страничке дневника все годовые и экзаменационные оценки были «відмінно». И все это потому, что учителя усердно и самоотверженно учили нас.
Хорошо помню директора школы Анну Васильевну Литвинову. Она была интеллигентной и благородной женщиной большой внутренней культуры. Это помогало ей создать особый доброжелательный климат в школе.
В нашем классе работала Клавдия Захаровна Кретова, удивительной души человек. Здесь же преподавала и ее сестра Валентина Захаровна. Очень интересно проходили уроки художественного чтения, рисования, физкультуры (всегда на свежем воздухе). Зимой мы катались по поселку на санках, играли в «победу» между «красными» и «синими», была и художественная самодеятельность.
Анна Литвинова жила на Карловке по улице Горького, со многими родителями школьников общалась ежедневно. Семья заведующей «началки» служила образцом для других, в ней всегда царили любовь, лад, взаимопонимание. Анна Васильевна и Александр Зиновьевич воспитали замечательного сына Вадима, который большую часть жизни посвятил становлению автохозяйства Дружковки. Несколько десятилетий он возглавлял грузовое автотранспортное предприятие. Работал в Ленин-Джол Ошской области в Киргизии, в городе Мозари-Шериф в Афганистане. Коллектив, возглавляемый им, трудился на строительстве канала «Днепр-Донбасс». В.Литвинов прожил долгую счастливую жизнь с женой Валентиной Федоровной, дочерьми — Мариной и Еленой, зятьями, внуками — Сергеем и Юлией.
Карловчане всегда по-доброму вспоминают семью Литвиновых, воспитавших не одно поколение горожан.
P.S. После войны некоторые учителя Карловской начальной школы трудились в Яковлевской средней (а позже восьмилетней) школе № 2. В их числе, например, Вера Парамоновна Ступакова, Валентина Захаровна Савченко.


Читать дальше

№49 (211) 9 декабря 2013 г
№48 (210) 2 декабря 2013 г
№47 (209) 25 ноября 2013 г
№46 (208) 18 ноября 2013 г
№45 (207) 11 ноября 2013 г
№44 (206) 4 ноября 2013 г
№43 (205) 28 октября 2013 г
№42 (204) 21 октября 2013 г
№41 (203) 14 октября 2013 г
№40 (202) 7 октября 2013 г
№39 (201) 30 сентября 2013 г
№38 (200) 23 сентября 2013 г
№37 (199) 16 сентября 2013 г
№36 (198) 9 сентября 2013 г
№35 (197) 2 сентября 2013 г
№34 (196) 26 августа 2013 г
№33 (195) 19 августа 2013 г
№32 (194) 12 августа 2013 г
№31 (193) 5 августа 2013 г
№30 (192) 29 июля 2013 г
№29 (191) 22 июля 2013 г
№27 (189) 8 июля 2013 г
№26 (188) 24 июня 2013 г
№25 (187) 17 июня 2013 г
№24 (186) 10 июня 2013 г
№23 (185) 3 июня 2013 г
№22 (184) 27 мая 2013 г
№21 (183) 20 мая 2013 г
№20 (182) 13 мая 2013 г
№19 (181) 6 мая 2013 г
№18 (180) 29 апреля 2013 г
№17 (179) 22 апреля 2013 г
№16 (178) 15 апреля 2013 г
№15 (177) 8 апреля 2013 г
№14 (176) 1 апреля 2013 г
№13 (175) 25 марта 2013 г
№12 (174) 18 марта 2013 г
№11 (173) 11 марта 2013 г
№10 (172) 4 марта 2013 г
№9 (171) 25 февраля 2013 г
№8 (170) 18 февраля 2013 г
№7 (169) 11 февраля 2013 г
№6 (168) 4 февраля 2013 г
№5 (167) 28 января 2013 г
№4 (166) 21 января 2013 г
№3 (165) 14 января 2013 г
№2 (164) 6 января 2013 г
№1 (163) 1 января 2013 г
№52 (162) 24 декабря 2012 г
№51 (161) 17 декабря 2012 г
№50 (160) 10 декабря 2012 г
№49 (159) 3 декабря 2012 г
№48 (158) 26 ноября 2012 г
№47 (157) 19 ноября 2012 г
№46 (156) 12 ноября 2012 г
№45 (155) 5 ноября 2012 г
№44 (154) 29 октября 2012 г
№43 (153) 22 октября 2012 г
№42 (152) 15 октября 2012 г
№41 (151) 8 октября 2012 г
№40 (150) 1 октября 2012 г
№39 (149) 24 сентября 2012 г
№38 (148) 17 сентября 2012 г
№37 (147) 10 сентября 2012 г
№36 (146) 3 сентября 2012 г
№35 (145) 27 августа 2012 г
№34 (144) 20 августа 2012 г
№33 (143) 13 августа 2012 г
№32 (142) 6 августа 2012 г
№31 (141) 30 июля 2012 г
№30 (140) 23 июля 2012 г
№29 (139) 15 июля 2012 г
№28 (138) 9 июля 2012 г
№27 (137) 2 июля 2012 г
№26 (136) 25 июня 2012 г
№25 (135) 18 июня 2012 г
№24 (134) 11 июня 2012 г
№23 (133) 04 июня 2012 г
№22 (132) 28 мая 2012 г
№21 (131) 21 мая 2012 г
№20 (130) 14 мая 2012 г
№19 (129) 6 мая 2012 г
№18 (128) 30 апреля 2012 г
№17 (127) 23 апреля 2012 г
№16 (126) 16 апреля 2012 г
№15 (125) 9 апреля 2012 г
№14 (124) 2 апреля 2012 г
№13 (123) 26 марта 2012 г
№12 (122) 19 марта 2012 г
№11 (121) 12 марта 2012 г
№10 (120) 5 марта 2012 г
№9 (119) 27 февраля 2012 г
№8 (118) 20 февраля 2012 г
№7 (117) 13 февраля 2012 г
№6 (116) 6 февраля 2012 г
№5 (115) 30 января 2012 г
№4 (114) 23 января 2012 г
№3 (113) 16 января 2012 г
№2 (112) 9 января 2012 г
№1 (111) 2 января 2012 г
№52 (110) 26 декабря 2011 г
№51 (109) 19 декабря 2011 г
№50 (108) 12 декабря 2011 г
№49 (107) 05 декабря 2011 г
№48 (106) 28 ноября 2011 г
№47 (105) 21 ноября 2011 г
№46 (104) 14 ноября 2011 г
№45 (103) 7 ноября 2011 г
№44 (102) 31 октября 2011 г
№43 (101) 24 октября 2011 г
№42 (100) 17 октября 2011 г
№40 (98) 3 октября 2011 г
№39 (97) 26 сентября 2011 г
№38 (96) 19 сентября 2011 г
№37 (95) 12 сентября 2011 г
№36 (94) 5 сентября 2011 г
№35 (93) 29 августа 2011 г
№34 (92) 22 августа 2011 г
№33 (91) 15 августа 2011 г
№32 (90) 08 августа 2011 г


Адрес редакции газеты "Наша Дружковка": 84205, г. Дружковка, ул. Ленина, 26, 2-й этаж, комн. 7, тел. 4-24-32, E-mail: k0nstantin-evdokimov(#)rambler.ru Подписной индекс 95327
Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции газеты.

При использовании материалов сайта в интернете, активная гиперссылка http://stavgkh.ru/ обязательна.
При перепечатке информации сайта, ссылка на http://stavgkh.ru/ обязательна.